Камин "Встреча Вольги с Микулой"

Рассказ об одной дизайнерской вещи начала XX века

Это камин. Точнее, керамическая облицовка для каминного портала. Проект Михаила Врубеля (да-да, того самого).  В 1900 году камин поехал на Всемирную художественно-промышленную выставку в Париж и выиграл там золотую медаль. Ещё бы он её не выиграл!
 

Керамическая облицовка камина «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем».
Автор эскиза М.А. Врубель. Абрамцево, худож. гончарная мастерская. 1899-1900 гг.
Майолика, цветные глазури. ВМДПНИ. г. Москва

Хранится панно во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) в г. Москве, в одном из залов, в которых собраны предметы конца XVII — начала XX вв.

На довольно большом пространстве стены находится это чудо: оно ослепит вас, и вначале только яркие краски, блеск и сияние произведут на вас первое впечатление. Невероятная игра светотени, блики и торжество орнаментальной композиции. Постепенно вы с удивлением начнёте узнавать в этом орнаменте какие-то знакомые черты и силуэты...

Камин создан по сюжету народной былины «Вольга и Микула Селянинович», в которой простой пахарь Микула оказывается сильнее всей дружины князя Вольги (дружинники все вместе не могут вытащить из пашни его соху, а он её одной рукой «повыдернул»), а кобылка Микулы — выносливей и быстрее богатырского коня Вольги. При этом между героями нет противопоставления, и они становятся друзьями, действуют сообща, и в конце Вольга даже жалует Микулу «тремя городами со крестьянами» и оставляет наместником, потому что тот поразил князя силой, смелостью и каким-то особенным величием (короче говоря, «харизмой») и к тому же защитил родной город от «разбойничков», которые в итоге захотели прийти и «извинитися».

Если вкратце, то идея превосходства Микулы — это идея превосходства труда, ценности традиционного русского крестьянского занятия — земледелия. Микула трудится на земле, и земля даёт ему особую, «эксклюзивную» силу, которой больше нет ни у кого. С ним и тягаться-то бесполезно… В этом сущность отношения русского народа к земледелию и труду вообще.



Вольга и Микула Селянинович. Открытка. 1963 г.

Однако давайте-ка подойдём поближе и продолжим рассматривать наше керамическое панно. Так это орнамент или всё-таки там есть что-то ещё?..

Взгляд скользит по как будто непросохшему от краски декору и начинает различать и крестьянина Микулу в праздничной рубахе, держащего в руках плуг:




и коня, повернувшего свою любопытную морду в сбруе, и поле, и закатное небо, и солнце, уходящее за горизонт:




Необычно цветная, сияющая красками одежда Микулы Селяниновича по форме, тем не менее, традиционна для крестьянского быта: мы видим простую широкую рубаху, подпоясанную поясом-бечёвкой, штаны, онучи (что-то типа портянок) и шапку.

А вот и суровый воин Вольга Святославович на своём мощном коне:




Облачён богатырь в рельефную жемчужно-серую кольчугу, шлем и расшитый узорами коричневый плащ, застёгнутый на правом плече драгоценной застёжкой — фибулой. Булава, колчан со стрелами и лук составляют его вооружение, за спиной виден щит.



 

 
Одежда и доспехи героев панно — пример художественного переосмысления Врубелем-символистом русских народных традиций и новых веяний в искусстве Серебряного века. Одежда Микулы Селяниновича яркая и активная в общей композиции, отчего его фигура при взгляде на камин первой бросается в глаза и как бы находится на переднем плане по отношению к зрителю, что символично — потому что, по сюжету былины, именно богатырь-пахарь — победитель во всех импровизированных состязаниях между ним и богатырём-воином Вольгой. Яркие пятна стилизованного рисунка солнца на изумрудном фоне, с одной стороны, украшают панно, а с другой — за счёт броскости и доминирования — отсылают к основной идее — преимущества Микулы перед князем.

Удивление постигнет нас при дальнейшем рассмотрении облицовки: на самом деле, на первом плане находится богатырь на коне, а пахарь с плугом стоит спиной и оборачивается к всаднику. Интересно получается: символическое в изображении как бы вступает в противоборство с повествовательным и — побеждает. Таковы были веяния эпохи, в которую жил и творил художник — т.е., для своего времени (рубеж XIX-XX вв.) подобная трактовка и реализация были просто писком моды в искусстве. Врубелю удалось создать монолитное единство сюжетного и орнаментального в одном изображении.

Тут есть ещё вот такая двойная арка (каминный портал), на которой завязались в узлы позитивные улыбающиеся змеи-горынычи или драконы… с гребнем, хвостами-стрелками и огненными языками.



 
Звериными головами (тоже весьма позитивными), как капителями, венчаются несущие столбы арки; по центру разместилась традиционная архитектурная деталь — «гирька», здесь в форме шишки; а сам арочный абрис составлен из ромбиков и треугольничков. Графично!

Верхняя часть рамы-обрамления тоже в форме двойной арки, в центре которой — горизонтальный наконечник, украшенный на концах объёмными шишками и по поверхности — гибридом растительного и геометрического орнамента.



 
Вот такие птицы сирины поселились в самом верху: симметричные, с милыми косичками и в роскошных головных уборах:



 
Камин стоит на столбах — по три с каждой стороны:



 
Блестящий виноград зреет на верхних «ушках», и завитые виноградные «усы» тут имеются:



 
На последней фотографии хорошо видно, как играет светом керамика. Это особенность майолики — техники, в которой выполнено панно. Майолика  — такой вид керамики, в котором объединены обожжённая глина с расписной глазурью. В Древней Руси она была известна уже в XI веке, но высокого расцвета достигла в XVII-XVIII вв. С её помощью изготавливались наличники для окон, порталы, фризы, изразцовые печи, посуда (Гжель и не только).

Камин был сделан в керамической мастерской широко известного Абрамцевского художественного кружка. Новым открытием мастера-керамиста П.К. Ваулина и художника М.А. Врубеля стала техника восстановительного обжига: глина обогащалась окисями металлов и при обжиге приобретала глубокий цвет с разнообразными тоновыми переходами и необычный металлический блеск. Вот почему камин сияет и переливается.

Интересны некоторые исторические факты, связанные с ним. Известно, что таких облицовок было изготовлено не менее семи. Они различались по цветовому решению и некоторым деталям, что делало каждый вариант уникальным, авторским и по-своему красивым.

В 1900 году один из вариантов (самый первый) поехал на Всемирную художественно-промышленную выставку в Париж, которая была грандиозным событием того времени (до сих пор она остаётся самой посещаемой выставкой в истории). Так вот, увидев камин «от Врубеля», ценители искусства, недолго думая, купили его. Перед этим, правда, эксперты, входящие в состав жюри, успели наградить русский декор золотой медалью. В общем, вещь оказалась трендовой, и следы её затерялись в доме какого-то европейца-счастливчика.



Камин в интерьере центрального зала Павильона кустарных изделий и рукоделий России 
на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Фотография ВМДПНИ


До сегодняшнего времени сохранилось всего пять панно. Первое (1) — наше с вами, находится во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, г. Москва. Остальные можно увидеть (и сравнить) здесь:

2. Музей-заповедник «Коломенское», г. Москва;

3. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва;

4. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург;

5. Библиотека им. А.П. Чехова (бывший доходный дом Ф.Г. Бажанова), г. Санкт-Петербург.

В газете «Liberte», освещавшей Парижскую выставку 1900 г., под заголовком «Промышленная Россия в концерте народов», было написано: «Мы находимся ещё под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела». (См. www.prometeus.nsc.ru/biblio/wex1900/ovchin90.ssiregion.krasu.ru/article/335).

В общем, как-то так...

Текст и фото: Дарья Филиппова

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.