Архитектурное образвание в Германии

Летний семестр этого года я проучился в Германии. Наш Питерский ГАСУ и Университет Ганновера иемеет партнерскую программу для студентов архитекторов, знающих немецкий язык. В эту программу посчастливилось попасть и мне. Один семестр срок небольшой, но достаточный чтобы понять существенные различия нашего и немецкого архитектурного образования. Об этом я и собираюсь рассказать в данном посте на примере университета Ганновера.




Сначала немного про сам университет. Он носит имя видного научного деятеля Готтфрида Вильгельма Лейбница. Университет довольно крупный, в нем обучается 21 000 студентов и около 2000 преподавательского состава и аспирантов. Упор идет в основном на технические специальности, но и архитектурный факультет не отстает. По словам студентов он считается
один из лучших в Германии.

Так выглядит главное здание университета



Оно же внутри



У университета широкие партнерские связи с другими ВУЗами по всей планете. Поэтому среди 21 тысячи студентов здесь обучается 3000 иностранцев. Только архитектурный факультет сотрудничает с более чем 30-ю институтами в других странах. В основном это страны Европы конечно. Дело в том, что поступив в какой-нибудь Европейский ВУЗ тебе вовсе не обязательно всегда там учиться. Если ты знаешь языки можно постоянно путешествовать и обучаться тому же самому в других странах. Так что противники болонской системы для наших ВУЗов задумайтесь над тем, какие возможности откроются перед нашими студентами если они будут интегрированы в единую систему высшего образования Европы.

Так выглядит здание факультета архитектуры и ландшафта. Ничего особенного.



Чтобы поступить на архитектурный факультет нужно иметь довольно высокий средний бал по окончанию школы. Причем наших выпускников туда не возьмут, для этого им придется доучиваться в немецкой школе еще 2 года. Первые 2 года в институте идет Grundstudium, где студентов знакомят с базовыми дисциплинами. Позже начинается самое интересное. Дальнейшую программу обучения студент составляет сам. Это коренное отличие нашего образования. Есть, конечно, набор определенных предметов, которые обучающийся должен в процессе обучения пройти, но их порядок он определяет себе сам.

Холл архитектурного факультета.



В начале каждого семестра идет презентация тем куровых проектов. Презентуют преподаватели.На выбор студентам предлагается большой список: допустим, музей в городе Трист, школа в Куритибе, гостиница в Альпах, реновация пребрежной территории в Стамбуле, парочку градостроительных проектов еще штук пять других. В каждой курсовой работе предлагается
реальная ситуация и задача, которую должны решить студенты. Причем из семестра в семестр темы для курсовых не повторяются, предлагаются всегда актуальные именно для данного года проекты. Сравните с нашей ситуацией,
когда к примеру каждый второкурсник в течении последних 30 лет делает речной вокзал из года в год. Презентация проходит, студенты определяются с выбором. Одим и тем же курсовиком может заниматься тертьекурсник, пятикурсник или даже дипломник. Кстати любую курсовую можно делать в группах 2-3 человека.

Кроме курсовых проектов презентуются и обычные дисциплины: конструкции, теоретические работы, анализ, изобразительные предменты, обучение программам и прочее. Темы здесь также каждый семестр варьируются. Есть много дисциплин, аналогов которых у нас в старне вообще нет. За каждую работу предлагается определенное количество пунктов. За семестр необходимо набрать 30 пунктов. Исходя из всего этого суденты составляют себе программу обучения на семестр. Обычно на архитекторов в Германии учатся 6 лет, но можно и дольше или быстрее, главное набрать определенное количество пунктов.

В чем плюс такого метода образования, когда программу обучающийся составляет себе сам? Студенты всегда стараются выбрать то, что им наиболее интересно, соответственно и относятся к учебе совсем по-другому. Если у нас они приходят на лекции чтобы тупо отсидеть свое время, то на западе они ждут знаний. Скажу по себе. Благодаря созданным
там условиям, у меня впервые появилось желание по полной отдаться учебе. В России такого никогда не было.

Какие такие условия? Сейчас расскажу.

Параллельно основной учебе проводятся иные образовательные мероприятия.
В холле постоянно проходят какие-нибудь выставки. На фотографии студенческие работы по бетонному литью.



Просто студенческие выставки







Это выставка дипломников. Обратите винимание на объем работы по макетам. 500-ый масштаб, 200-ый и деталь здания в 50-ом (самый крупный макет), все очень подробно с мельчайшими деталями.



Каждую неделю!!! в лекционном зале выступают практикующие архитекторы со всей Германии. Они рассказывают о своих проектах, методах работы.

В распоряжении студентов большая университетская библиотека технической литературы. По архитектуре там можно найти абсолютно все. Имеются все архитектурные журналы, которые издаются Германии, и многие, издающиеся зарубежом. Благодаря поисковым системам можно найти статью о любом объекте, который когда либо публиковался. Попав туда, очень легко зависнуть на несколько часов.

Главный холл библиотеки:



В городе имеются специализированные магазины для архитекторов. В России таких магизов я никогда не видел. Там есть все что нужно для макетирования, проектирования или просто занятия творчеством. Дощечки различного сечения, маталлические швеллера или двутавры маленького масштаба, изобилие выбора картона идругих материалов, маленькие деревья
из какой то соломы, пластиковые деревья, людишки, шарнирчики, инстурменты и все все все! Просто глаза разбегаются. Вот их сайт, говрят что можно и в Россию всякие штуки заказывать. architekturbedarf.de/

В институте имеется макетная мастерская. В распоряжении множество ручных инструментов, станков (буровых, шлифовальных, режущих) для работы с любыми материалами. Приходишь и работаешь в свое удовольствие!
Есть даже лазерный станок, но он платный. А если тебе вообще дненег не жалко, можно воспользоваться 3D принтером.



Не обойду вниманием еще кое что. Почти в каждой мастерской имеется вот такой станок



Очень
классная и удобная вещь для эскизных макетов из пенополистирола. Жмешь
на педаль, струна разогревается и легко разрезает материал. Для
демонстрации я буквально за минуту вырезал буквы TIM. Струну и
направляющие можно закреплять под любым углом.

В институте есть
несколько компьютерных классов. Их можно посещать в любое время если там
нет занятий. Компы хорошие, установлен весь необходимый софт от
Фотошопа до Макса, был даже мой любимый Райно. Выдается специальный ключ
и приходи работай хоть по выходиныи или ночь на пролет!
Вот в таких условиях учатся немецкие студенты.

Расскажу
немного про профессорский состав. Дело в том, что все профессора — это
практикующие архитекторы или инженеры. И это тоже большое отличие с
нашими ВУЗами. Человек, который сам уже много чего построил говорит тебе
абсолютно другие вещи, чем просто теоретик.
Взять даже мой пример. В
качестве основной курсовой работы я взял тему гостиницы в Баварии. Моим
профессором был человек с редкой немецкой фамилией Шумахер. Он
архитектор партнер из известного немецкого архитектурного бюро Schneider
& Schumacher.
Вот их сайт: www.schneider-schumacher.de/
На
его счету множество объектов, в том числе несколько небоскребов во
Франкфурте. В лучшие времена в его мастерской работало до двухсот
человек. И он не один такой на факультете. У каждого профессора обычно
имеется своя довольно крупная фирма.
Конечно пообщаться с такими
людьми удается не чаще раза в месяц, но тем не менее студенты стараются
каждый раз хорошо подготовиься, чтобы было что обсуждать.

Кстати о презентациях. Еще одно серьезное отличие с нашим образованием. Каждый
этап проекта сопровождается презентацией. Вербальная презентация или
защита позволяет воспитывать важные качества для архитектора — в том
числе умение убеждать. В России об этом не думают и обходятся обычной
подачей проекта.
На фотографии что-то вроде эскизной стадии. Кроме
самого Шумахера на ней присутствовали приглашенные архитекторы из
Швейцарии из BDE www.bde.ch/cms/front_content.php
В белых рубашках те самые архитекторы.



А это макет местности, где мы строим отель. Делали всей группой.



Здесь уже конечная презентация. Я рассказываю про свой отель. Кстати сам
проект можно посмотреть здесь


В нашей группе были и другие иностранцы кроме меня. На фото американка защищает свой проект



По окончанию проекта прямо в институте устроили небольшую вечеринку.
Продавали пиво и колбаски. Подобные вечеринки абсолютно нормальное
явление в Европе.



Кроме отеля я взял курс лекций по строительным конструкциям и несущим
конструкциям. Было очень интересно сравнить с нашими аналогичными
лекциями. И здесь тоже все по-другому. У нас в стране всегда преподается
определенный «фиксированный» набор курсов и лекций. В Германии, как уже
я упоминал все всегда меняется. Преподаватели стремятся сделать серию
лекций максимально интересной, иначе никто не захочет из посещать.
Тема по строительным конструкциям назвалось «Изменямое пространство».
Параллельно с лекциями нужно было делать свой проект. Начинали просто с
абстрактных концепций а заканчивали проработанными детализированными
проектами. У нас понятие абстрактной концепции и курс лекций по
конструкциям понятия несовместимые.

На фото каждая группа рассказыват о своей идее



Курс несущих конструкций



И эти лекции были дико интересными. Выступало множество разных
специалистов из разных областей. Более всего меня впечатлил доклад по
мембранным конструкциям. Выступал ведущий специалист из фирмы, которая
занималась облочкой Аллианц-Арены в Мюнхене. Тема мембран последнее
время только набирает обороты, открываются невероятные возможности для
архитекторов. Немецкие студенты об этом знают, а наши — нет, подобные
вещи у нас не преподают.

Напоследок еще пара картинок:
Защита диплома



Наша мастерская



По поводу стоимости обучения. В Германии образование дешевле чем у нас.
Семестр в Ганновере стоит 800 Евро, сравните с нашими ценами. А средняя
цена за семестр по Германии составляет около 500 Евро.
Если у вас
есть желание уехать на обучение в Германию, то я вижу только 2 серьезных
ограничения. Первое это нужно учить язык, так как обучение на немецком.
Ну и второе. По немецким законам, студенческую визу можно получить если
доказать что у тебя в распоряжении каждый месяц будет 650 Евро. Можно
положить сразу всю сумму в банк, можно предоставить справки доходов
опекунов, а можно добиться стипендии.
Лучшие архитектурные факультеты находятся в городах: Аахен, Дармштадт, Берлин, Ганновер, Мюнхен, Штуттгарт.

В целом я очень рад, что мне удалось прикаснуться к западной модели
образования. Лично я нахожу ее более эффективной. А как считаете вы,
стоит ли мнедрять подобные методы у нас в стране?

П. С. Не знаю как это произошло, но я умудрился нечаянно удалить запись. Восстанавиливаю.

Автор

3 комментария

avatar
Статья хороша, но пока она не убрана под кат, я могу ей поставить только отрицательную отметку. Поэтому жду и ничего не ставлю. Пока! :)
 
  • adso
  • 0
avatar
Спасибо, что объяснили, как. В ЖЖ внопки несколько иные, не знала как убрать «под кат». Исправилась:)
avatar
Очень интересная статья)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.